Древлеправославная культура в центральной Европе

     Древлеправославием мы называем христианскую культуру, сформировавшуюся на востоке (Иерусалим, Александрия, Антиохия) и распространившуюся в Европу на северо-запад от столицы Ромейской империи – Царьграда (более известного как Константинополь Византийской империи). Географический центр Европы находится в 25 км к северу от Вильнюса. Распространение христианства на север от Византии проходило среди язычников центральной Европы и в X веке от рождества Христова достигло Полоцка.

Полоцк отмечен под именем Palteskja еще в скандинавских сагах.i В русских летописях этот город упоминается с 862 года. О связях Полоцка с Византией свидетельствует византийско-русский договор 945 года, в котором отмечена полоцкая княжна Предслава. В конце X века в 160 км на юго-восток от географического центра Европы находился древлеправославный монастырь в Заславле. В конце X – начале XI века в центральноевропейском регионе были образованы две епархии с кафедрами епископов в Полоцке и Турове. В начале XI века в Подвинье (в 6 км от совр. Браслава Витебской обл. Беларуси и 145 км на северо-восток от центра Европы) стояли церковь Иоанна Предтечи и монастырь. Христианство из полоцких и туровских земель не вытесняя язычества распространялось среди балтов и славян до Балтийского моря и в ятвяжские земли до Дрогичина (120 км от Варшавы).

В середине XI века в столице Полоцкой Земли был построен и украшен фресками собор Св. Софии (Илл. 1), что подчеркивало независимость Полоцкого княжества от киево-новгородских князей.ii Развитие ремесленно-торговых отношений привело к преобразованию Полоцкого княжества в боярско-вечевую республику, управлявшуюся «старейшими мужами» и епископом. Резиденцию служивших республике князей в начале XII века перенесли на левый берег Двины в Бельчицы, где были построены церкви Параскевы Пятницыiii и Бориса и Глеба. Предполагается, что строительством руководил местный мастер. Эти церкви были украшены росписями, послужившими образцами для последующего развития руской иконописной школы.iv (Илл. 2, 3). В Бельчицах отмечены древнейшие фресковые изображения св. Бориса и Глеба.v

Одним из торговых центров Полоцкой земли был Куконойс (Илл. 4).

Около второй четверти XII века в детинце Гродно была построена церковь из плинфы, а в Витебске из камня и плинфы возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В середине века в Гродно и Новогрудке из камня и плинфы возведены Борисоглебские церкви (участие полоцких мастеров в строительстве Новогрудской церкви отмечено исследователями).

Вторая после Полоцка епископская кафедра была в 360 км на юг-юго-восток от цента Европы в Турове – столице турово-пинско-слуцких земель. Здесь активную писательскую деятельность вел епископ Кирилл (ок. 1130 – ок. 1182) – автор торжественных «Слов», поучений, канонов и молитв.  

Городские предместья Полоцка простирались на 3 км вдоль Двины. В первой половине XII века княжна Предслава (в монашестве Евфросиния) обустроила в предместьях женский и мужской монастыри, при которых были созданы школа, скрипторий по переписке богослужебных книг и иконописная мастерская. В 1150-х годах под руководством мастера Ивана в городе построен и украшен росписями Спасо-Преображенский храм, сохранившийся доныне и свидетельствующий о высоком уровне развития Полоцкой архитектурной школы и Подвинского центра иконописания уже в сер. XII века (Илл. 5, 6, 7, 8). В 1161 году мастером Лазарем Богшей изготовлен знаменитый Полоцкий крест. По просьбе Евфросинии к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хризовергу из Константинополя в Полоцк около 1162 года был доставлен список прославленной иконы Богородицы, послуживший образцом для дальнейшего развития иконописания в центральной Европе.

В XII – перв. пол. XIII века полоцкие княжны выдавались замуж за владимиро-волынских, киевских, смоленских, псковских князей. С приданым невесты и людьми ее окружения на новые земли перевозились материальные достижения и навыки полоцкой культуры. Разработанный в Полоцке тип вертикально устремленного одноглавого храма с трехлопастным завершением фасадов распространился в храмовом строительстве Пскова, Новгорода, Смоленска, Чернигова, а во вт. пол. XIII века в тверских и ростово-ярославских землях. vi К 1192 году полоцкие мастера построили церковь Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде,vii а в середине 1190-х годов возвели в Смоленске собор архангела Михаила.viii Полоцкий тип обнаруживается в руской церкви св. Ларса, построенной в г. Висби на Готланде.ix Строительство храмов было, как правило, неразрывно связано с их украшением росписями и иконами.x

Не позже XII века христианская культура была распространена по Вилии (археологами обнаружены останки древних церквей и христианского кладбища в Кернове – совр. Kernavė, славянских поселений на Кривой горе, на горе Гедимина и жилой застройки «руського города» в Вильне – совр. Vilnius).xi В подземелье кафедрального собора в Вильнюсе находятся остатки четырехстолпного, с трехнефными фасадами и апсидой православного храма, который археологи датируют XIII веком, а историки пишут, что его построил Ягайло, крестившийся в 1386 г. по католическому обряду в Кракове (Илл. 9). На Двине церкви стояли в Куконойсе и Герцике. Первое зафиксированное упоминание о православной церкви св. Николая Чудотворца в Риге относится к 1229 году. В литовском и латышском языках до наших дней сохраняются христианские термины славянского древлеправославного происхождения (напр., латышск. svēts – святой, baznīca – церковь, божница). К концу XII в. независимый от Киевской Руси регион с атрибутами православной культуры (церквами, иконами, книжностью) простирался от Червонной Руси (территории в верхнем течении Западного Буга) до Причудья, включая восточную часть совр. Польши, совр. Беларусь,  Подвинский регион Латвии и Тартуский р-н Эстонии.

В 1184 году в устье Двины появились немцы, которым полоцкий князь Владимир, привычный к мирному сотрудничеству с готландскими купцами, позволил построить церковь в ливской деревне Икскюль. Папа Климент III в 1188 году утвердил Икскюльское латинское епископство in Ruthenia (в Русии), а через 10 лет епископ Бертольд по благословению папы Целестина III собрал войско и начал крестовый поход в русько-ливские земли. С 1202 года латинская экспансия в Прибалтику была усилена Братством Христова Рыцарства (Орденом меченосцев), а с 1226-го рыцарями Тевтонского ордена.

Деятельность меченосцев в Балтии нарушила мирное существование и вызвала у ремесленно-торговых посадов центральноевропейского региона и новгородских земель необходимость привлечь дополнительные силы для обеспечения безопасности традиционных торговых связей с Западом. В 1234 году приемный сын витебской княжны Любови Васильковны новгородский князь Ярослав Всеволодович нанёс меченосцам тяжёлое поражение близ Юрьева (ливонск. Дерпт), а в 1236 году литва и семигалы под руководством князей Булевичей и князя Лаукувы Выкинта разгромили меченосцев близ реки Сауле.

Заметим, что слово литва известно с нач. XI века и произошло от славянского лют (лит) и производных от него глаголов лютовать, литовать – защищать, оберегать, жалеть и лить, сливать – соединять воедино. Отсюда литва – люд посполитый – люди, объединенные для защиты, и Литва – название объединения, оберегающего достояние своих членов. xii В XII веке псковичи и новгородцы называли литвой вооруженную охрану своих торговых конкурентов из полоцких земель, что было не этнонимом, а прозвищем. В XIII веке веке летописцы называли литвой и защитников Торопецкой волости (1225/26), и защитников Зубцова (1248).

Успехи в борьбе с немецкими рыцарями были с размахом отпразднованы в 1239 году на свадьбе витебско-полоцкой княжны Параскевы Брянчиславовны с сыном Ярослава Всеволодовича Александром (позднее названным Невским). Родители выделили во владение молодоженам обширные земли с Торопецкой волостью в центре, ставшей их удельным княжеством. Сюда Параскева Брянчиславовна привезла несколько полоцких икон. В Торопце была построена церковь Воскресения Господня, в которую перенесли полоцкую выносную икону Одигитрии с образом Св. Николая на обороте.xiii В 1936 году эта икона поступила в Русский музей (С.-Петербург).xiv Ныне она находится в Московской области (Илл.10). Среди перенесенных в Торопец полоцких икон была выносная икона Богородицы иконографического типа Умиление с изображением Св. Параскевы на обратной стороне. Списки с этой иконы послужили распространению так называемого Феодоровского извода в тверских, а затем в костромских землях.xv До настоящего времени самым распространенным в староверческих собраниях Латвии и Литвы иконографическим типом Богородичных икон остается тип «Одигитрии», а изводом иконографического типа «Умиление» – Феодоровский извод.

 

За два с половиной столетия развития христианской культуры в центральной Европе был достигнут высокий уровень в декоративно-прикладном искусстве, в архитектуре, в монументальной и станковой иконописи. Комплексная система искусств в сочетании с письменностью способствовали широкому распространению единой идеологии, объединяющей людей на основе христианского гуманизма в государственное сообщество. Это сообщество существовало в центральной Европе как федерация земельных республик, объединенных под омофором константинопольского патриархата в Полоцкую и Туровскую епархии. Оно называлось Литвой и развивалось в условиях борьбы с частными интересами восточных варяго-угорских Рюриковичей, западноевропейских рыцарей креста с мечом и своих любителей поживиться добром соседа.

 

 

i См.: Antiquites Russes, t.I, стр.105; II, стр. 170-211. Первое упоминание относится к 447 году.

 

ii После Брестской унии 1596 года полоцкий Софийский собор перешел в ведение униатов. 13 июля (30 июня по ст. ст.) 1705 года Петр I с А. Меньшиковым и несколькими офицерами до смерти забили в этом соборе троих священников, а архимандрита Якова Кизиковского пытали, требуя выдачи соборных сокровищ, и на следующее утро повесили, как повесили и израненного в соборе Петром I викарного епископа Константина Зайковского. Собор был разграблен, в нем устроили военный склад, а накануне выхода российских войск из Полоцка в 1710 году здание было разрушено взрывом порохового склада, устроенного петровскими служилыми в приделе собора. К 1750 году униаты отстроили храм в стиле виленского барокко. Теперь он является православным собором Полоцка.

 

iii Святая Парасковия была популярна в валашских землях (мощи Параскевы Пятки находились в болгарском Тырнове) и в землях карпатской Руси, откуда (через Полоцк) почитание Параскевы Пятницы распространилось в псковские, новгородские и тверские земли. Иконы Параскевы до сих пор популярны у староверов центральной Европы (Илл. 3).

 

iv Руские мы пишем с одной с, как в летописях и документах Литовской метрики. Для наименования центральноевропейских православных, вместо не слишком корректных терминов русский, русинский, руский или старобелорусский, в этой статье, будет использоваться термин руський. В России этот термин в 1816 году ввел в оборот М. Т. Качановский, а Н. И. Греч вскоре приравнял его к старобелорусскому (см: Н. И. Греч. Опытъ краткой исторiи русской литературы. Санкт-Петербургъ, 1822. С.50).

 

v Икону благоверных князей Бориса и Глеба из Киевского музея русского искусства (Инв. № Ж-1) Г. В. Попов относит ко вт. половине XIII в., называет ее самой древней из связанных с Тверью сохранившихся икон и указывает на ее связи с Полоцком [Попов 1993, 11] (Илл. 2).

 

vi О влиянии полоцкой архитектуры и живописи на архитектуру и живопись Смоленска, Новгорода, Пскова, тверских и ростово-ярославских земель свидетельствуют результаты исследований, проведенных Н. И. Бруновым, И. В. Ворониным, О. М. Иоаннисян, В. Н. Лазаревым, А. И. Некрасовым, П. А. Раппопортом, И. М. Хозеровым, но местно-национальные амбиции, к сожалению, заглушают научную беспристрастность многих ученых, и влияние полоцкой культуры на культуру окружающих земель до сих пор остается недооцененным и мало известным общественности.

 

vii Монастырь на Синичьей горе называли Литовским. В нем погребена бывшая игуменья монастыря благоверная княжна Харитина Литовская (ум. 1281).

 

viii Ярким примером развития новой архитектурной школы является новгородская церковь св. Пятницы, которую 30 августа 1207 г. «свершили заморстии купцы». Исследователи древнерусской архитектуры предположили, что это смоленские мастера, переняв навыки у полочан, развивали особенности «смоленской школы» в северной и восточной Руси. Предположение стало общепринятым мнением.

 

ix Строительство готландского храма часто приписывают новгородцам.

x О сходстве росписей Спасо-Евфросиниевского монастыря и новгородской церкви Спаса на Нередице (1198) упоминали И. В. Воронин и В. Н. Лазарев [История 1953, I 320]. Сравнительный анализ всех сохранившихся в храмах Полоцка, Пскова и Новгорода росписей второй пол. XII – нач. XIII вв., по нашим данным, пока не проведен.

 

xi Воскресенская летопись свидетельствует, что после высылки киевскими князьями полоцких князей с женами и детьми в 1129 г. в Константинополь «вилняне взяша себЂ изъ Царяграда князя Полотцкого Ростислава Рогволодовича дЂтей, Давила князя да брата его Мовколда князя, и той на ВилнЂ 1-й князь; Давилъ братъ Мовколдовъ болшей» (ПСРЛ, т. 7, VII. ЛЂтопись по Воскресенскому списку. С-Пб., 1856. с. 165).

 

xii В подтверждении привилея короля Жигимонта княгине Настасье Слуцкой от 11 ноября 1516 года записано: «…впаметавши на веру предъковъ мужа ее кн(я)зя Семена и на его послуги, …же не только накладу великого на служъбу его м(и)л(о)сти и земъские наложити не жаловалъ, але в таковыхъ послугахъ на валкахъ чинилъ мужъне и горъла своего напротивку неприятелеи нашихъ втратити не лютовалъ». В аналогичном тексте подтверждения привилея князю Юрию Семеновичу от 15 декабря 1546 года лютовал заменено на литовал (см. Lietuvos Metrika. Knyga Nr. 25 (1387 – 1546 metai). Vilnius, 1988. С. 83-84.). Смена ю (ju) на и (i) описана в работах чешских лингвистов и известна в белорусских говорах. В современном польском языке слова lutówka, lutowniza означают защитное сретство, а глагол litować (как и чешский litowat) имеет значение жалеть. Польское слово lutować и чешское letowat ныне означает паять, спаивать (соединять части воедино).

 

xiii По одной версии, перенос произошел при венчании, по другой – икона Одигитрии перенесена в Торопец монахинями Спасо-Евфросиниевского монастыря, спасающимися от разорения Полоцка во время Ливонской войны в XVI в. [Арлоў 2002, 87]. Противоречия разрешаются при предположении, что речь идет о двух иконах. Имеются сведения и о вывозе чудотворной иконы Одигитрии из Полоцка в Москву царем Алексеем Михайловичем в 1663 г., что указывает на существование нескольких списков с византийской Одигитрии, выполненных в Полоцке.

 

xiv Некоторые исследователи относили икону к псковской иконописной школе, но электронно-оптические исследования 1963 г. выявили под поздними записями слой, относящийся к константинопольской живописи эпохи Комнинов [Никифораки 1966] (Илл. 10).

 

xv Тверь относилась к Полоцкой епархии. Тверское княжество возникло в 1242 г. Епископ из полоцких князей Симеон (ум. в 1289 г.) переселился в Тверь и образовал в 1271 г. самостоятельную Тверскую епархию. При нем в 1285 – 1290 гг. строился тверской Спасо-Преображенский кафедральный собор. Тверь поддерживала теснейшие контакты с полоцко-литовскими землями до присоединения ее к Московскому княжеству в 1485 г.

     В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами. В 1239 – 1240 годах восточная Европа, Киевская и Волынская Русь были подчинены потомкам Чингиз-хана. С середины 1240-х годов вновь активизировалась деятельность ливонских рыцарей, сделавших ставку на мелкого князька Миндовга и захвативших часть Полоцких земель. Но православные Полоцкой епархии сумели сохранить независимость и от немцев, и от монголо-татар. Кафедра Туровского епископа около 1241 года была перемещена в Пинск. Христиане Полоцкой и Турово-Пинской епархий объединились в Литовскую митрополию. Первое упоминание Литовской митрополии имеется в росписи епархий Константинопольского трона обнародованной императором Андроником II Палеологом в 1281 году, но больше сведений о Литовской митрополии XIII века не сохранилось. В 1302/3 году была учреждена Галицкая митрополия, а датой утверждения Литовской митрополии (с кафедральным центром в Борисоглебском соборе Новогородка Литовского) современные историки называют или 1315 год, или период 1315-1319 годов. (Илл. 11). На должность Великого князя Литовского и Руского жители Литовской православной митрополии в 1316 году поставили женатого с 1290-х годов на княжне Ольге Всеволодовне Смоленской Гедимина. В Вильне была построена церковь во имя святителя Николая Чудотворца.i Зятем Гедимина был староста Гродненский и князь Псковский Давыд, оборонявший от крестоносцев в 1314 году Новогородок Литовский, а в 1324 и 1326 годах Псков. Сын Гедимина и Ольги Ольгерд, женившись около 1318 года на витебской княжне Марии Ярославовне, жил в Усвятах (ныне в Псковской обл. России), а с 1320 года, после своего тестя, служил князем в Витебске (Илл.12). Тверской епископ Андрей Герденьевич (брат Гедимина?) благословил брак Марии Гедиминовны с тверским князем Дмитрием Михайловичем (Грозные Очи), который в 1322 году стал Великим князем Владимирским.

     С переселением Марии Гедиминовны и ее двора в Тверь достижения культуры Литовской митрополии распространились на северо-восток. В начале 1320-х годов в союз с Литвой вошли Волынь и Киевские земли (Волынская княжна вышла замуж за Дмитрия Любарта Гедиминовича, а князем Киевским стал брат Гедимина Федор). Новгородцы пригласили Гедиминова сына Глеба Наримунта для защиты своих рубежей и с 1333 года Наримунту и его наследникам принадлежали Ладога, Орехов и половина Копорья. С этого времени началось освоение северных окраин новгородских земель руськими литвинами. Так, с опорой на Литву, проходила организация защиты руских земель от татаро-монгольского ига. Стремясь привлечь москвичей к союзу, Гедимин выдал замуж за московского князя Симеона Ивановича Гордого свою дочь Анастасию. Анастасия умерла в 1345 году, а ее мастера «старейшины начальницы быша Русстии родом, а греческие ученици: Гойтан, Семен, Иван, и прочие их ученицы и дружина» начали расписывать московскую церковь Спаса, заложив основы московской иконописной школы. В 1341 году псковичи пригласили Гедиминовичей для защиты города от нападений ливонских рыцарей. Гедиминова внука Андрея Ольгердовича псковичи избрали своим князем, но он, оставив в Пскове своего наместника, княжил в более богатом Полоцке. Культурные связи Пскова с Полоцком и Вильной укрепились, и с этого времени начинается расцвет псковской архитектуры и иконописи.

В 1345 году Кейстут изгнал из Вильны младшего брата Явнутия и передал город старшему – Ольгерду. В Вильне были построены Троицкая, Пятницкая церкви и Успенский (Пречистенский) кафедральный собор (ок. 1346). Около 1348 года Мария Ярославовна умерла, и пожилой Ольгерд около 1350 года женился на Иулиании Тверской. По преданию, Ольгерд Гедиминович привез в Вильну Корсунскую икону Благовещения, названную впоследствии Остробрамской иконой Божией Матери.ii (Илл. 13,14,15).

 

i «В начале сороковых годов XIV в. упоминаются православные монахи в Вильнюсе (среди них и сестра Гедимина)» [Гудавичюс 2005, 190].

 

ii О происхождении Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий. По одной из них, Ольгерд привез икону из крымского похода и подарил жене Марии, а вторая жена Ольгерда Иулиания (Ульяна) передала икону в Троицкую церковь. По другой версии, икона прислана византийским императором Палеологом после крещения Ольгерда в православие. По третьей – икона явилась на городских воротах в 1431 г. (см.: Православная Богословская энциклопедия т.3, стб. 484-486). Т. Нарбут (известный своими фальсификациями) в «Древней истории литовского народа» ссылается на рукопись Даниеля Лодзяты, в частности, на заметку, датированную 1653 г., в которой сообщается: «Великий князь литовский Ольгерд сокровищами Херсонеса обогатил свои сокровищницы; наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ – подлинное изображение Пресвятой Девы Марии; Она будто стоит перед лицом Божественного вестника архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми». Еще одну версию выдвинула Мария Каламайска-Саеед (Ostra Brama w Wilnie. Warszawa 1990), которая по фотографиям 1927 г. и современному состоянию живописи смело утверждает, что икона была создана по гравюре нидерландского художника XVI в. Мартена де Воса и «опровергает» все другие свидетельства, не согласующиеся с ее искусствоведческой гипотезой. В 1927 г. во время реставрации иконы под верхним слоем, писанным масляными красками, были обнаружены остатки древнего темперного письма (исследовавший икону проф. И. Ремер пришел к выводу, что икона писалась в XV или XVI вв.). Сведения о пожарах, войнах и поновлениях почти не оставляют надежды на сохранность древней иконы и позволяют предполагать, что современный образ, находящийся в ведении католического духовенства, является поздним и лишь приблизительным аналогом старинной иконы (илл. 13). Нам известна икона (вероятно XIX века), зеркально повторяющая композицию Остробрамской и подписанная: «Точная копiя съ древле чтимой иконы Плачъ Божiей Матери находящеися въ селђ Гребеняхъ» (Илл. 15).